Суббота, 23/Ноября/2024, 20:11:27
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Народ и власть [11]
Статьи, комментарии, вопросы, оценки, взгляды, версии, словом, все что касается темы о состоянии взаимоотношений НАРОДА и власти.
История Ботлиха [6]
Статьи, очерки, комментарии о прошлом и настоящем Ботлиха и ботлихского народа
Городок [2]
Статьи, публикации, мнения о городке
Интересные истории [6]
Интересные истории от наших посетителей... Каждый посетитель может добавить интересный материал в этот раздел, после регистрации или авторизации...
Фильмы


Наш опрос
Как Вам новый дизайн сайта???
Всего ответов: 65
Соц. сети
Главная » Статьи » Статьи » История Ботлиха

Ботлих: судьба горско-дагестанской общины в новейшее время /окончание/
    События лета 1999 г., когда в нескольких километрах от Ботлиха появились боевики из Чечни и ботлихцы сплоченно выступили на защиту родного селения, укрепили их надежды. Однако в конце 2004 г. возникла ситуация, потребовавшая существенной корректировки взглядов на перспективы и собственные возможности.
    В это время началось строительство военного городка, в котором уже в 2007 г. должна разместиться выводимая с территории Грузии стрелковая часть. Строительство начали без согласования с общественностью Ботлиха, что вызвало ее возмущение. Первоначально под городок отвели 60 га земель (каменистой пустоши, хIарима, который был зарезервирован джамаатом для выделения участков молодым семьям; количество заявлений от них достигает трех сотен; в настоящее время городок разросся до 100 га). Территория городка разорвала общинные угодья на две части; все обращения ботлитхцев с просьбой скорректировать его местоположение (таковое, по заявлениям военных, возможно) уходят «в никуда». Ботлихцы резонно опасаются, что появление многочисленного контингента строителей, военных, обслуживающего персонала воинской части и др. полностью разрушит местное общество. Они ссылаются’ на гарантируемые российскими законами и международными организациями права коренных малочисленных народов. Однако статуса народа ботлихцы (как и иные андо-дидойцы) до сих пор лишены.

    Начиная с конца 2004 г. в Ботлихе регулярно проходят массовые митинги, периодически организуется блокада стройки. В ответ на это в СМИ появляются заявления, приписывающие протестные акции экстремистам ваххабитского толка, что не имеет под собой оснований. В свою очередь не очень лояльные к федеральной власти дагестанцы со элорадством говорят ботлихцам: «Это вам подарок от Путина за ваши особые заслуги» (имеются в виду действия ботлихцев в 1999 г.).
    В результате протестных акций, обращений в высшие органы власти РФ и РД и переговоров с их представителями ботлихцы вынужденно соглашаются на компромисс, оговаривая свои права: передача земель Министерству обороны РФ на условиях временного пользования или аренды на 49 лет; выполнение всех строительных работ военными строителями (это необходимо для того, чтобы остановить волну миграции населения близлежащих сел и районов в Ботлих в результате появления рабочих мест); использование при строительстве, в первую очередь, природных материалов (песок, щебень, камень и др.) разрабатываемых на территории муниципального образования с. Ботлих, выплата всем коренным жителям с. Ботлих (а также проживающим в Ботлихе более 50 лет и их потомкам) определенных сумм за пользование местными природными ресурсами и т.п. Только соблюдение, как минимум, таких условий могло, по мнению ботлихцев, обеспечить им получение некоторой доли обещаемой от размещения на их землях воинской части выгод.
    В ходе переговоров был поднят вопрос о переселении ботлихцев на равнину и принято решение «разработать программу компактного переселения части этнических ботлихцев — от 300 до 500 хозяйств — в плоскостные районы Дагестана или других регионов Северного Кавказа. Это необходимо для компенсации издержек, связанных с предоставлением министерству обороны во временное пользование или аренду земель муниципального образования с. Ботлих, которые сводятся к невозможности предоставления земель молодым семьям для строительства жилья».
    Однако в течение двух лет подобные решения большей частью остаются лишь благими пожеланиями, И если коренные ботлихцы периодически бойкотируют стройку, то жители микрорайона с самого начала активно включились в работы на ней. В результате ныне, когда надежды на выполнение решений и требований ботлихской общественности становятся все более призрачными, и многие коренные жители уже бы и рады участвовать в строительных работах, возможности для этого у них оказываются ограниченными (их якобы принципиально не принимают на стройку). Для решения разнообразных вопросов, возникающих в отношениях ботлихцев с правительственными органами и военными, в 2005 г. был назначен советник председателя правительства Республики Дагестан по ботлихскому вопросу. Им стал Муртуз Гасангаджиев — коренной ботлихец средних лет, имеющий высшее образование и зарекомендовавший себя как принципиальный общественный лидер. Однако и его деятельность не решила наиболее злободневные для ботлихцев вопросы. Митинги и пикеты продолжались. В данной ситуации имам ботлихской мечети Магомед-Хабиб в мае 2005 г. счел необходимым выступить перед митингующими с обращением. В нем он сказал, что строительство военного городка, делящего угодья джамаата вопреки воле последнего на две части, является зулму — «насилием». По шариату, насилию, которое исходит от намного превосходящей в силе стороны, противостоять бессмысленно. Поэтому он предложил прекратить митинги и блокаду стройки. Слова имама подразумевали, что приобретший что-либо через зулму добра от этого не получит, оно, приобретенное им, будет фактически проклятым его законными владельцами (среди ботлихцев данная ситуация почти напрямую ассоциируется с незавидной судьбой Преображенского укрепления). К словам имама прислушались, блокада стройки была снята. Однако через некоторое время в селении пошли разговоры о том, что имам (а также советник М. Гасангаджиев) подкуплены властями. Имам не выдержал давления сплетен и уехал из Ботлиха в Хасавюрт, где стал обучать желающих духовным знаниям.
    Вот как комментирует ситуацию М.Гасангаджиев: «Доводы ботлихцев о незаконности строительства военного городка, а также о негативных для ботлихского народа последствиях его строительства на данной территории, федеральными и республиканскими властями признаны обоснованными. Несмотря на это, пересмотр решения о месте размещения военного городка власти посчитали невозможным, однако предложили с целью учета интересов коренного населения избрать рабочую группу, возглавляемую советником председателя правительства РД. Главным достижением рабочей группы является то, что по всем вопросам, связанных с выделением земель под размещение объектов военного городка и объектов инженерной инфраструктуры, военные стали обращаться в Ботлихскую сельадминистрацию, а не в правительство республики как было ранее. В этих условиях руководители сельских властей стали «продавать» интересы ботлихцев, выделяя запрашиваемые земли в обмен на предоставление подрядов подконтрольным фирмам, или в сговоре с военными оформляли требуемые для строительства земли на лиц из своего «окружения» ради получения денег, за «изъятые земли». Таким образом, ботлихцы, одолев противников в лице федеральных и республиканских властей, оказались беспомощными против своих, местных властей. Надо сказать, что силы последним придавала поддержка всех структур государственной власти, включая правоохранительные органы, органы районных и республиканских властей, а также представителей министерства обороны, ответственных за строительство городка, которые откровенно поощряли подобную антинародную политику Ботлихской сельской администрации и закрывали глаза на неприкрытое мошенничество сельских властей в вопросах выделения и продажи общинных земель для целей Минобороны».
    В первой половине 2006 г. в связи с учреждением поста президента Республики Дагестан и назначением на него М. Алиева, кабинет министров республики подвергся реорганизации, в результате чего судьба должности советника главы правительства по ботлихской проблеме оказалась неопределенной.

* * *
    В заключение задам вопрос: насколько правомерно говорить об общине в горном Дагестане в новейшее время? В данном случае на него ответить тем сложнее, ибо пример Ботлиха по ряду причин нетипичный, да и я не привел достаточного количества фактов из жизни этого селения той поры, когда там функционировал колхоз (в 1970 — 1980-е гг. называвшийся «Ботлихским»). Очевидно, что если и допустимо вести разговор о горных колхозах середины — второй половины ХХ в. как джамаатах, то с поправками на измененный характер основ жизнедеятельности общины как оригинального социального института. Необходимо в целом и в каждом случае отдельно уточнять степень принципиальности изменений.
    Очевидно, что в колхозах местному населению импонировала возможность хотя и неполной, но самоорганизации (которую негласно можно было расширять) и контролирования обществом хозяйственной и др. деятельности выборных руководителей этих структур (поэтому наиболее прозорливые старики в 1960 — 1970-е гг. всячески противились преобразованию колхозов в совхозы, а парой десятилетий ранее — укрупнению колхозов с объединением угодий разных селений, а то и их перераспределением). Одно и другое позволяло по мере возможности обеспечивать преемственность в селениях как в общественных микросистемах, а также сохранять целостность территорий и угодий как базы жизнедеятельности последних. В данном плане колхозы были близки джамаату. О том же свидетельствует решительный настрой, с которым ботлихцы стремились в последние 15 — 20 лет и стремятся ныне отстаивать целостность своего сельского общества, но главное — собственные права на его территорию.
   
В данном плане судьба Ботлиха более позитивна по сравнению с таковой некогда сильного джамаата Кумуха (Кази-Кумуха), где ныне коренные жители составляют 15% населения, так что о какой-либо целостности речь уже не идет. Судьба Ботлиха отчасти близка судьбе ряда районных центров, а также крупных селений современного Дагестана — Уркараха, Хунзаха, Чоха, Кубачи и др., в которых процент переселенцев из окрестных селений тоже достаточно высок и они претендуют на удовлетворение собственных прав и интересов. В этой связи любопытно замечание жителя микрорайона Ботлиха о положении дел в Хунзахе: там якобы «переселенцы живут только на квартирах, и никакие стройки им не разрешают», т.е. он констатирует более жесткую по сравнению с Ботлихом линию поведения местного джамаата.
     
Оценивая происходившее со второй трети ХХ в., надо отметить, что в связи с образованием колхозов процесс трансформации горских общин приобрел особую динамичность я масштабность. Он продолжился в ходе реализации государственной политики переселения горцев на равнину (с 1970-х гг. переселения начали носить и ныне носят преимущественно неорганизованный характер). В итоге будет натяжкой говорить о продолжении функционирования джамаата на системных началах. Системные начала в большой мере оказались растерянными именно в последние годы, когда происходит (и в значительной мере уже произошел) массовый отток населения из горных районов и когда навязанные извне, но в какой-то мере адаптированные к «коренным» правилам общежития «уставы колхозов» и т.п. перестали действовать. Людям становится неинтересна «родная» земля в том аспекте, который составлял корень бытия их предков. Симптоматично, что и ботлихский джамаат сейчас поставил вопрос о выделении ему земель на равнине, что было невозможно прежде.
   
Поэтому наблюдаемые в последние годы разговоры о реконструкции в новейших условиях «традиционной» модели джамаата, его структуры и механизмов функционирования, которые ведутся в республиканском центре и на местах, являются преимущественно разговорами. Очевидно, что реконструкция джамаата по модели ХIХ в. невозможна. Слова цитированного ботлихца о необходимости его односельчанам (читай, джамаату) выработать «собственную нормативную базу» жизнедеятельности местного общества, в которой будут представлены шариат, адат и законы государства (о пропорциях и формах их совмещения речь не идет) являются посылкой к созданию новой модели организации джамаата. При этом вновь творимый социальный опыт вряд ли поддается сколь-либо конкретным прогнозам.
Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename="" Content-Type: application/octet-stream
Категория: История Ботлиха | Добавил: botlih (13/Июня/2008)
Просмотров: 2058 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]