Суббота, 30/Ноября/2024, 15:14:33
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Народ и власть [11]
Статьи, комментарии, вопросы, оценки, взгляды, версии, словом, все что касается темы о состоянии взаимоотношений НАРОДА и власти.
История Ботлиха [6]
Статьи, очерки, комментарии о прошлом и настоящем Ботлиха и ботлихского народа
Городок [2]
Статьи, публикации, мнения о городке
Интересные истории [6]
Интересные истории от наших посетителей... Каждый посетитель может добавить интересный материал в этот раздел, после регистрации или авторизации...
Фильмы


Наш опрос
Как Вам новый дизайн сайта???
Всего ответов: 65
Соц. сети
Главная » Статьи » Статьи » Народ и власть

ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ ДЛЯ БОТЛИХСКОГО НАРОДА

ПРЕДЕЛЫ БЕСПРАВИЯ

В конце 30-х годов ботлихцы, волюнтаристским решением властей, были лишены статуса народа и включены в состав другого. С тех пор, ботлихцы не имеют возможности самим представлять себя во властных структурах и все решения за них принимают представители других национальностей.

С одной стороны, формально считаясь аварцами ботлихцы, как и другие андо-дидойские народы, не воспринимаются как полноценные аварцы, с другой, любые проявления ботлихской идентичности раздражают власти. В это же время, глава района в своем интервью «Новому делу», гордясь отведенной ему президентом ролью вассала, всех жителей района объявляет аварцами, чем грубо попирает Конституцию РФ (ст.26). Ничего не имею против естественных процессов межэтнической интеграции, но считаю неприемлемым, когда власти допускают, а тем более способствуют возникновению предпосылок, приводящих к нежелательной ассимиляции.

Ограничение прав народа дошло до таких пределов, что теперь ботлихцы лишены права не желать строительства военного городка на своей территории, даже если городок отнимает у народа все оставшееся жизненное пространство. Это может быть расценено как проявление ваххабизма, пособничество «потусторонним силам» и т.п. Прежний Министр обороны РФ С.Иванов назвал ботлихцев, противостоящих строительству на их территории военного городка «населением зараженным идеями ваххабизма», а генерал-лейтенант Юрий Неткачев «пятой колонной» Басаева».

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР

7 августа 1999 года, когда незаконные вооруженные формирования заняли селения Ансалта и Рахата Ботлихского района и стояли на подступах к селению Ботлих, ботлихцы стали на пути бандформирований и остановили продвижение вооруженных банд внутрь республики. В те дни (7 и 8 августа 1999 года) ни республиканскими, ни федеральными властями не было сделано ничего для организации отпора бандитам.

            Я хочу подчеркнуть исключительную роль ботлихского народа в событиях августовских дней 1999 года, потому что если судить по наградам, полученным за участие в тех событиях и публикациям в СМИ по этой тематике, можно подумать, что ботлихцы не принимали в них никакого участия. В республиканских СМИ правду о событиях тех дней не публикуют до сих пор, поэтому оставим на совести многочисленных псевдогероев, награды, полученные ими за «мужество и героизм», проявленный при отражении атак бандформирований. По поводу большинства из награжденных государственными наградами за участие в борьбе с бандформированиями в августе 1999 года, в народе укоренилось мнение, что многие из них получили бы аналогичные награды и высокие должности в новом государственном образовании, в случае, если победила бы другая сторона.

Итак, 7 августа 1999 года ботлихский народ, выступив за сохранение Российской Федерации в существующих границах, обозначил выбор своей исторической судьбы – быть в составе Российской Федерации.

Но как государство отблагодарило ботлихский народ за этот выбор?

 

БЛАГОДАРНОСТЬ ПУТИНА

      Осенью 2004 года по указанию Президента РФ В.Путина в с.Ботлих было начато строительство военного городка. С самого начала строительства коренные жители села – этнические ботлихцы стали обращаться в различные властные структуры - районные, республиканские и выше с просьбой пересмотреть выбор земельного участка под строительство городка. В этих обращениях приводились доводы о невозможности строительства на территории с.Ботлих военного городка по причине острейшего дефицита земель для ведения традиционного хозяйствования, опасений изменения структурного состава населения, что в конечном итоге может привести к потере самобытности народа, тысячелетиями живущего на этой земле. Ни один, из приводимых ботлихцами доводов не был отвергнут. Напротив, на всех уровнях была признана справедливость, приводимых ботлихцами аргументов. Прикрываясь заявлениями о приоритетности стратегических государственных интересов, власти не изменили своего решения. Стратегические государственные интересы оказались выше жизненных интересов народа.

 

КОМПРОМИСС

После восьмимесячного противостояния жителей села, власти оказались вынужденными  искать компромисс с ботлихским народом, остановившим строительство военного городка. Весной 2005 года, признав свои ошибки и извинившись перед ботлихским джамаатом за допущенные ошибки, республиканские власти начали работу по их исправлению.  Республиканскими властями было предложено на сходе жителей села избрать рабочую группу, которая будет представлять интересы коренного населения в ходе строительства военного городка. Ботлихцы, под угрозой применения силы, тоже оказались вынужденными примириться с размещением городка и в конце мая 2005 года на сходе ботлихского народа была избрана рабочая группа.

Надо признать - после достижения компромисса, коренным образом изменилось отношение военных к проблемам, возникшим у ботлихцев. В первую очередь рабочая группа добилась, чтобы по всем вопросам, связанными с выделением земель под строительство объектов, военные обращались не в правительство РД, как раньше, а в сельскую администрацию. Кроме того, между рабочей группой и Министерством обороны РФ была достигнута договоренность о том, что объекты инженерной инфраструктуры военного городка будут строиться таким образом, чтобы они охватывали и селение Ботлих.

Но такая договоренность требовала внесения корректировок в проекты.

 

МАРИОНЕТОЧНАЯ МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ

Как известно, во время Японо-китайской войны, японцы в каждом регионе формировали коллаборационистские подразделения, носившие различные имена как «Вспомогательная армия Японской Императорской армии», «Миротворческий корпус», «Полицейские гарнизоны» и т. д.

Подобные подразделения напоминают органы местной власти в Ботлихе. В обстановке, когда федеральный центр и республиканские власти начали принимать меры по минимизации ущерба, причиняемого народу размещением военного городка, местные власти оказались главной преградой между этими благами и ботлихским  народом.

При строительстве водовода военными было обещано решить вопрос обеспечения питьевой водой жителей старой части села, где в основном проживает коренное население. Рабочей группой с привлечением представителей общественности был выработан вариант, согласно которому вода из реки подается в одну точку, из которой самотеком идет и в старую часть села и в военный городок. Такое решение ставило водоснабжение городка в прямую зависимость от водоснабжения с.Ботлих. Однако, в конце 2005 года в штабе строительства городка, схема водовода, подписанная главой сельадминистрации, была вывешена на всеобщее обозрение. По этой схеме, водопровод, через территорию военного городка, подводится к двум накопителям по 500 куб. м3 каждый, предназченных для снабжения жителей села питьевой водой. Строительство водовода завершено еще весной 2007 года. Военный городок обеспечивается чистейшей водой, которая мощными насосами подается из глубоких скважин, расположенных под руслом реки Андийское Койсу, а для ботлихцев в местности «Аркъула» возведены два дорогостоящих монумента, которые стали очередным символом оболванивания ботлихцев властями. Всю зиму сезона 2007-2008 гг. коренные ботлихцы пользовались привозной водой, которую   доставляли на старых бензовозах.

Сговором местных властей и представителей министерства обороны является решение о переносе места размещения очистных сооружений. Общественностью села, с учетом существующей трассы прохождения канализационных стоков был выработан вариант размещения очистных сооружений, который был принят и военными и сельскими властями. Но объект построен в другом месте – на земельном участке, принадлежащем частным лицам. Единственная причина переноса - возможность выкупить земельный участок, на котором размещаются очистные сооружения. Дорогостоящий объект, стоимостью в сотни миллионов рублей, не имеющий аналогов не только в Дагестане, но и во всем Северном Кавказе медленно, но уверенно уходит в землю. В предвкушении ожидаемых «откатов», военные совершенно забыли о необходимости проведения изыскательных работ, перед началом строительства объекта. Преступный сговор местных властей с военными дорого обходится налогоплательщикам, а военные инженеры, как и полтора века назад «и не думают принимать на себя даже нравственную ответственность за этот казус»[1].

Преступлением против ботлихского народа является подписание, несмотря на несогласие рабочей группы и общественности села, руководителями села и района акта прохождения газопровода через ущелье «Анхо», по которой протекает речка, испокон веков обеспечивавшая жителей села поливной и питьевой водой. В 2000 году общественность села не позволила районным властям проложить водопровод от озера до самого Ботлиха, из-за угрозы нарушения экологии ущелья, являющейся природной водоохраной зоной для этой речки. Тогда руководители района – выходцы из других сел, прислушались к доводам ботлихцев о том, что строительство водопровода повлечет и прокладку автодороги для прохода строительной техники, а появление автодороги, в свою очередь, повлечет за собой переселение в ущелье жителей близлежащих сел Чанко и Тасута и, в результате, в ближайшие годы, единственный источник поливной и питьевой воды ботлихцев превратится в канализационные стоки. Однако, в августе 2006 года, двое ботлихцев, в надежде на получение подряда по газопроводу, предали интересы своего народа.

В результате продажности местных властей, предлагаемые властями блага цивилизации: водопровод, очистные сооружения, газопровод, высоковольтные ЛЭП и др., прошли мимо ботлихцев. Но, самым большим преступлением против своего народа, совершенной кликой, засевшей в местных органах власти считаю, формирование у народа рабского самосознания, заключающегося осознании того, что он не может оказать никакого воздействия на происходящее вокруг беззаконие и преступления  морально-нравственного характера.

 

НЕЛЬЗЯ ПРОДАВАТЬ ЗЕМЛЮ

Абсолютное большинство ботлихцев, считают недопустимым и предательским, по отношению к своему народу, продажу общинных земель. Это отношение очень хорошо выразил 24 мая 2005 года имам села Ботлих М-Х. Рамазанов, выступая перед ботлихским народом: «…Даже щепотку этой земли, мы не согласны продать за все 7 миллиардов, отпущенных на строительство городка!». Дело в том, что по многовековым традициям ботлихцев, общинная земля не может принадлежать никому. Представитель общества получает земельный участок из этой категории во временное пользование и должен его вернуть по истечению надобности в нем, а любые сделки, совершаемые в отношении этих земель считаются ничтожными. Эти правила негласным образом соблюдались и в эпоху российской империи и в советский период, соблюдаются они и ныне. Кто переступает эту нравственную черту, обречен на проклятие ботлихского народа. Что касается юридического аспекта, эти нормы обычного права признаются международными правовыми актами для коренных малочисленных народов, ратифицированных РФ.

С одной стороны, власти уговаривают ботлихцев продать земли Министерству обороны РФ, с другой правоохранительные органы, дождавшись совершения сделок купли-продаж, начинают компанию по уголовному преследованию лиц, выполнивших столь «важную» для государства миссию. И это при том, что сами правоохранительные структуры еще до совершения этих мошеннических сделок не только знали, но и даже «активно уклонялись» от принятия законных мер в этих вопросах.

 

…НЕ ПРОДАВАТЬ ТОЖЕ НЕЛЬЗЯ

Неправильным считается и отказ со стороны ботлихцев продавать землю военным. В производстве федерального суда Ботлихского района находится дело по гражданскому иску  жителя села Ботлих к Министерству обороны о нарушении права собственности на земельный участок и возмещении убытков, причиненных неправомерным занятием земель при строительстве военного городка в н.п.Ботлих. На каждом судебном заседании сторона ответчика предлагает продать земельный участок Министерству обороны РФ. Сторона истца отказывается продавать, ссылаясь на то, что земля принадлежит ботлихскому народу и предлагает взять землю в аренду. Но военные требуют продать землю, ссылаясь на то, что у них не предусмотрена аренда земли.

Летом 2006 года, один представитель Министерства обороны, представившийся главным проектировщиком этого военного городка, убеждал меня в том, что строительство объектов, на землях принадлежащих частным лицам, является благом для владельцев, так как многие из них никогда за свою жизнь не заработали бы подобных денег. Трудно не согласиться с уважаемым чиновником в том, что касается денежных сумм, которые «многие из ботлихцев не заработали бы за всю жизнь». Пожалуй, в РФ нет другого народа, находящегося в таком бедственном положении как ботлихцы. Более 95 % ботлихцев живут на своей исторической территории. Более ¾ из них влачат нищенское существование и денежные суммы в 1,5-2 млн. руб. для них поистине фантастические суммы. В такой обстановке, трудно устоять против соблазна получить половину из этой суммы (половина идет на «откаты» и налоги), согласившись оформить на себя и продать 10 соток не своей, а общинной земли. Доведенным, материальными проблемами, до отчаяния ботлихцам предлагается выбор между совестью и деньгами. В результате выходит, что ботлихцы сами продали земли, кроме того, в каждой сумме есть откат для чиновников разных мастей. На самом деле, происходит захват похищенной у народа земли, путем перепродажи третьему лицу – Министерству обороны РФ, как добросовестному приобретателю.

 

      КОНТАКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

      Осенью 2004 года представители ботлихской общественности предупреждали республиканские власти о негативных для ботлихцев последствиях размещения в Ботлихе военного городка. Военный городок в Ботлихе уже стал реальностью. Вот уже больше года, как в Ботлихе дислоцируется 33-я мотострелковая (горная) бригада. Давно забыты обещания республиканских властей о недопущении выхода строительства городка за пределы 60 Га. Объекты военного городка уже занимают более 100 Га. После отказа президента Чечни Р.Кадырова выделить на территории Чеченской республики 200 Га земель для строительства полигона и его решено построить в Ботлихе.

      Захватив все жизненное пространство бтлихского народа, городок готов поглотить самое ценное, что осталось у ботлихцев – это самобытная культура и язык, история и традиции, способы хозяйствования,… – словом, все, что составляет этническую уникальность народа. В самом большом горном селе Дагестана, веками жившем своим бытом, традициями, культурой появился мощный очаг другой, отличающейся от общедагестанской, культуры. В одном довольно ограниченном пространстве вынуждены сосуществовать разные сообщества людей – носителей совершенно разных морально-нравственных ценностей.

      Коренное население – ботлихцы. Более 95% из них не имеют работы и находятся за чертой бедности.  Традиционное садоводство, в силу объективных экономических законов, без поддержки государства не может обеспечить жизненные потребности ботлихцев.  Не имея, земли они лишены возможности принимать участие в реализации национальных проектов «Развитие АПК», «Доступное жилье».

      Каждому представителю другого сообщества гарантирована высокооплачиваемая работа. Такая гарантия - главное условие их пребывания на данной территории. Чем не классическая модель колонии? К чему приведет подобный социально-экономический контраст покажет время…

 

      В разное время мне приходилось встречаться с представителями различных народов Поволжья и Севера: удмуртами, мордвинами, чувашами, якутами, чукчами и другими. Я обратил внимание на то, что все они имеют русские фамилии и имена, говорят только на русском языке, а большинство из них пытаются скрыть свою истинную национальность, выдавая себя за русских. И это притом, что живут они на своих исторических территориях...

Великий русский историк и этнограф Л.Н. Гумилев в своей книге "Этногенез и биосфера Земли" пишет: «…(ассимиляция) чаще всего осуществляется методами не столь кровавыми, сколь обидными. Объекту ассимиляции предоставлена альтернатива: потерять либо совесть, либо жизнь. Спастись от гибели путем отказа от всего дорогого и привычного ради того, чтобы превратиться в человека второго сорта среди победителей. Последние тоже мало выигрывают, ибо приобретают соплеменников лицемерных и, как правило, неполноценных, так как контролировать можно только внешние проявления поведения покоренного этноса, а не его настроения».

Не хочу, чтобы  мои дети спасались «от гибели путем «отказа от всего дорогого и привычного» и превратились в людей «второго сорта среди победителей»[2]. Также не желаю другому народу приобретать «соплеменников лицемерных и, как правило, неполноценных».

В этой связи, с особой остротой, встает вопрос об исторической ответственности республиканской власти перед ботлихским народом. Руководство республики должно обратить внимание на проблемы, складывающиеся сегодня в ботлихском обществе, и вместо поощрения противозаконных сделок, безучастного наблюдения за сговором местных властей с недобросовестными представителями Министерства обороны, решительным образом пресекать подобные явления, положить конец противозаконным сделкам, прекратить поддержку «коллаборационистского режима» местной власти и способствовать формированию легитимных органов местной власти. От того, кто будет представлять местное население во взаимоотношениях с военными – от принципиальности и порядочности местной власти, от её готовности и способности представлять и защищать интересы местного населения будет зависеть результат соприкосновения разных цивилизаций.



[1] М.Алиханов, Карадаг или печальная судьба Преображенки: «И вот, под этими «снопообразными лучами жгучего солнца» выросло вскоре «дорогое детище» инженеров, Преображенское укрепление, в котором каждое лето вымирало от лихорадок и других болезней, без всякого преувеличения, не менее 75 процентов всего гарнизона, составлявшего обыкновенно из двух довольно часто сменявшихся рот. В продолжении 8 или 9 лет существовал, единственно для обогащения местного кладбища, этот смертоносный вертеп на берегу Андийского Койсу, прежде чем власти убедились в справедливости предостережения горцев и решились, наконец, упразднить укрепление, которое и было продано на снос, с молотки и , конечно, за бесценок. Нечего и говорить, что инженеры и не думали принимать на себя даже нравственную ответственность за этот казус…»

 

[2] На бытовом уровне ботлихцев и другие андо-цезские народы аварцы называют «нестандартными аварцами».



Источник: http://Газета "Дагестанцы" №9 (75)
Категория: Народ и власть | Добавил: botlih (30/Октября/2008) | Автор: М.Гасангаджиев E
Просмотров: 875 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]